Минирецензия на книгу Анджея Ясинского "Ник"
Хорошие книги, на мой взгляд, делятся на две группы - книги, которые любят благодаря и книги, которые любят вопреки.
Если тебе проще рассказть достоинства книги - это книга первого рода. К ним я отношу, скажем, Лукьяненковские или Рудазовские.
Если тебе проще рассказать о недостатках книги - это книга второго рода. К ним я отношу, скажем, Никитинские... и "Ника".
Сначала, если вы не против, поговорю о недостатках книги. Во-первых, от главного героя, Ника Админа Рутовича, отчетливо веет запахом Мэри Сью. Герой - прекрасный программист, владеющий боевыми искусствами, который из любой ситуации находит выход, который просчитывает ситуацию хода на три вперед по сравнению с другими участниками интриги...
Во-вторых, "плоскость" сюжета. Сюжет развивается ровно, без серьезных конфликтов (эх, как я мечтал, чтобы Ника припекло хотя бы на пару минут! Субноут сбойнул или Умник разрядился...). Фактически, сюжет каждой из частей можно описать фразой "Повесть о том, как назревает кризис, и о том, как Ник с ним справляется".
Преимущества описывать гораздо труднее. Преимущества вообще описывать труднее.
Во-первых, мир. Вроде бы, в мире нет ничего особо примечательного - обычный мир-для-нашего-парня-в-другом-мире. Но это на первый.
Допустим, мне жутко нравится решение проблемы "эльф - раса или вид?" Исторически сложилось, что эльфы и гномы - это расы, хотя биологически это есть виды. У Ясинского это и есть расы - в прямом смысле слова. Как на Земле Homo Sapiens делятся на европиоидов, монголоидов и негроидов, так на Лунгрии Homo Sapiens делятся на людей, эльфов, драу, орков, гномов и демонов. Генетически они совместимы, но полукровок не бывает - ребенок всегда идет либо в расу матери, либо в расу отца. Согласитесь, решение проблемы гораздо изящнее, чем с различными биологическими видами, которые (внезапно!) генетически совместимы. Различия между расами вполне укладывается в расовые различия - гномы похожы на немного низкорослых людей (средний рост 160-170 см), немного более кряжистых. Орки не зеленокожи, а "зелеными" их называют за цвет боевой раскраски. И так далее.
Во-вторых, местная система магии. Система мира, близкая к программированию, встречалась уже в "Объектном подходе", но в "Нике" она реализована гораздо качественнее и фундаменальнее. Это мне нравится - если человек, пытающийся очень глубоко разобраться, скажем, во "Властелине Колец", вынужден учить эльфийский, гномий языки и так далее, то в "Нике" фрики изучают модификации уравнения Шрёдингера для случая магической материи.
В-третьих, главный герой. Да-да, это одновременно минус и плюс. Герой получился живым, думающим, умным, но не сверхумным, сильным, но не сверхсильным, со своим характером и со своими граблями, на которые он любит наступать (допустим, переоценка своих возможностей). Второстепенные герои также получились на заглядение.
В-четвертых, сюжет. Да, это тоже плюс. Большую часть книги занимают не "приключения тела", а "приключения разума". И разработка магического способа полета или синхронизация Умника с бадди-компом порой чиатется с большим интересом, чем сражение с охраной эльфийского посольства или нападения на караван.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что эта книга... не фэнтези. Да-да. Это не фэнтези. А что же это?
Это роман про прогрессора. Роман, искусно рядящийся в фэнтезийные одежки. И неважно, что сам Ник прогрессорством заниматься не хочет, не любит и считает, что им не занимается.
Для прогрессоров всех мастей - от Руматы до Мака Сима - всегда была и будет характерна Мери Сьюйность. Сюжет с боевыми столкновениями и кризисами полезен, но не обязателен - ведь "песня не о том, а о любви"©.
Поэтому я считаю, что относиться к "Нику" как к очередной фентезятине - неправильно.